КиноПоиск: Каннский кинофестиваль впал в «Зимнюю спячку»
КиноПоиск: Каннский кинофестиваль впал в «Зимнюю спячку»
24.05.2014 23:47
Жюри 67-го Каннского кинофестиваля во главе с режиссером Джейн Кэмпион присудило «Золотую пальмовую ветвь» фильму «Зимняя спячка» Нури Бильге Джейлана. На протяжении 10 дней работы фестиваля, очевидный победитель вроде «Любви» или «Жизни Адель» так и не появился, поэтому предсказать победу Джейлана было трудно. Впрочем, с этим прекрасно справились букмекеры.
Главным любимцем критиков на протяжении всего фестиваля были братья Дарденн и их драма «Два дня, одна ночь». Картина в итоге оказалась главным лузером фестиваля, не получив ни единой награды, даже за женскую роль, которую прочили Марион Котийяр.
Несколько минут стоячими овациями зал приветствовал президента кинофестиваля Жиля Жакоба, для которого этот год последний на посту главы престижнейшего киносмотра в мире. Жакоб вышел представить лауреата «Золотой камеры» за лучший дебютный фильм, мелодраму «Тусовщица», открывшей программу «Особый взгляд».
Пока Моника Беллуччи представляла награду лучшему актеру, камера выхватила в зале Тимоти Сполла, сыгравшего художника Уильяма Тернера в драме Майка Ли, вызвав бурную реакцию журналистов – спойлеры не любят даже здесь. Сполл извинился за включенный телефон, поскольку набросал благодарственную речь в заметках и зачитывал ее прямо с экрана. «О, нет, кажется, батарейка садится», - сокрушался актер, но успел сказать спасибо всем, кто принимал участие в работе над лентой. Критик Майкл Филлипс из Chicago Tribune пошутил, что спич Тимоти по хронометражу приближается к фильму Нури Бильге Джейлана «Зимняя спячка» (картин шла 3 часа 16 минут).
Премию лучшей актрисе вручал Даниэль Отой, и уже тут случилась первая неожиданность вечера: Джулианна Мур получила приз за исполнение роли увядающей актрисы-истерички в сатире Дэвида Кроненберга «Звездная карта».
Ожидалось, что «Левиафан» Андрея Звягинцева получит один из главных призов, но российский фильм ограничился премией за сценарий.
Сюрпризы продолжились, когда приз жюри разделили картины «Мамочка» Ксавье Долана и «Прощай, речь» Жан-Люка Годара. 25-летний Долан, получая премию, расплакался на сцене, признаваясь в любви фильму Джейн Кэмпион «Пианино». «Благодаря этому фильму я захотел писать роли для прекрасных женщин, женщин с душой и сильной волей», - сказал режиссер. Отметим, что «Мамочка» уже куплена для России компанией «Провзгляд» и выйдет в прокат.
Постановщик драмы «Охотник на лис» Беннетт Миллер получил премию за режиссуру. Его лента уже сейчас считается сильным претендентом на премию «Оскар». «Я узнал о том, что получил премию, когда ужинал в Париже со своей бывшей девушкой», - шутил Миллер на пресс-конференции. «Вы не ожидаете, что Стив Карелл может быть убийцей, как и Джон дю Понт, герой моего фильма», - пояснил Беннетт утверждение на главную роль комедийного актера.
А вот с «Золотой пальмовой ветвью» сюрприза не вышло: букмекеры были правы – турецкий режиссер Нури Бильге Джейлан и его «Зимняя спячка» покорила жюри и стала лучшим фильмом 67-го Каннского кинофестиваля.
Основные призы распределились так:
«Золотая камера» за лучший дебютный фильм«Тусовщица», режиссеры Мари Амашукели, Клер Бюргер, Сэмюэл Тейс
Лучший актер
Тимоти Сполл – «Уильям Тернер»
Лучшая актриса
Джулианна Мур – «Звездная карта»
Лучший сценарий
Олег Негин, Андрей Звягинцев - «Левиафан»
Приз жюри
«Мамочка», режиссер Ксавье Долан
«Прощай речь», режиссер Жан-Люк Годар*
Лучший режиссер
Беннетт Миллер, «Охотник на лис»
Гран-при жюри
«Чудеса», режиссер Аличе Рорвахер
«Золотая пальмовая ветвь»
«Зимняя спячка», режиссер Нури Бильге Джейлан
На пресс-конференции жюри журналисты поинтересовались, не помешал ли политический подтекст драме Андрея Звягинцева «Левиафан» получить главную премию? «Во всех фильмах, просмотренных нами был политический аспект, ровно как и сексуальный, - ответил Гаэль Гарсия Берналь, входивший в состав жюри. – Но нас интересовало только кино». Кароль Буке добавила: «Политика не являлась важным фактором для нас».
Гендерный вопрос в Канне в этом году стоял особенно остро, но не оказался решающим. «Пол режиссера никогда не был определяющим фактором», - сообщила Джейн Кэмпион на пресс-конференции. В самом начале фестиваля глава жюри говорила несколько иначе и делала акцент на плохое представление женщин в конкурсной программе. Пятеро женщин против четырех мужчин - таким был расклад в жюри. И в итоге выиграл фильм, снятый мужчиной о мужчине же.
«Зимняя спячка» повествует о седовласом импозантном Айдине, управляющим отелем «Отелло» где-то в Анатолии. Айдин бывший театральный актер, чья слава давно прошла, оставив ему солидный куш. Помимо сочинения колонок в местную газету о том, как все стало плохо, герой присматривает за наследием отца, домом в городе, в котором проживают злостные неплательщики. Сын главы семьи бросает камень в проезжающий джип Айдина, и с этого начинается тягучая история выяснения отношений героев. У Айдина есть красавица-жена, занимающаяся благотворительностью и не дающая спокойно жить сестра (только что разведенная). Айдин начинает подумывать, что ему было бы неплохо уехать от всех проблем в Стамбул.
Самым счастливым победителем на пресс-конференции оказался Тимоти Сполл. «Я всю свою жизнь провел на ролях второго плана, но раз в пять-шесть лет я получаю главную роль, и вот сейчас повезло», - улыбался актер. Открывая свою «ветку», чтоб показать журналистам, Сполл пошутил: «Она похожа на Чужого, сейчас как прыгнет!»
При использовании материала активная ссылка на данную новость с надписью "взято с only-r.com" и указание авторства перевода ОБЯЗАТЕЛЬНЫ!