Канны: Политические интриги за кулисами официальной конкурсной программы
Канны: Политические интриги за кулисами официальной конкурсной программы
16.05.2014 06:47
Хочешь, чтобы твой фильм попал в конкурсную программу в Каннах? Позвони Стивену Спилбергу. Именно это, по мнению директора фестиваля Тьерри Фремо, помогло Томми Ли Джонсу обеспечить просмотр его нового фильма «Местный» в Каннах. В прошлом году, как президент жюри фестиваля, Спилберг замолвил словечко за звезду фильма «Линкольн» перед Фремо. Когда Джонс прислал смонтированную версию его мрачного вестерна в комиссию по отбору фильмов в Канны, его быстро приняли. «Нам было почти страшно смотреть его из боязни, что нам не понравится», - говорит Фремо. «Но фильм оправдал ожидания Спилберга».
Последнее слово о фильме «Местный» будет за критикам и зрителями, но подключение Спилберга ярко демонстрирует оставшийся без внимания подход со стороны Канн: неофициальные переговоры, тайные сделки, которые оказывают влияние на то, какие
фильмы будут отобраны для мировых премьер на кинофестивале. За каждым официальным каннским отбором стоит история закулисных игр, неискреннее нахваливание и холодный стратегический расчет.
«Всякий раз, когда фильм не отбирается, это всегда «он не готов для Канн», - говорит один опытный завсегдатай фестиваля. «На самом деле обычно это означает, что, либо студия попридержала фильм для сезона наград, либо Канны отказались от него, потому что фильм недостаточно хорош – или у него не было достаточно сильных покровителей, чтобы протолкнуть его».
Фремо намекнул, хотя давать официальные комментарии отказался, что Fox Searchlight придержала фильм Алехандро Гонсалеса Иньярриту «Birdman» с Эммой Стоун и Эдвардом Нортоном в главных ролях, и Warner Bros. сделали то же самое с фильмом
Пола Томаса Андерсона «Врожденный порок» - в обоих случаях студии сделали ставку на вторую половину года, на волну наград. (Дистрибьюторы беспокоятся о поддержании положительной динамики, ссылаясь на фильм братьев Коэн «Внутри Льюина Дэвиса», который в течение прошлого сезона наград показал плохие результаты, несмотря на очень хороший прием в Каннах и выигрыш «Гран-при» от жюри). Это немного напоминает выгодный каннский обмен, Warner Bros. устроили мировую премьеру на фестивале режиссерского дебюта Райана Гослинга «Затерянная река». Причем Канны отплатили любезностью за любезность, так как два других фильма в конкурсе связаны с Warner Bros.: фильм «Поиск» режиссера Мишеля Хазанавичуса, который студия выпустит в прокат во Франции; и комедия Дамиана Шифона «Дикие истории», которую студия распространяет в Испании и Аргентине.
Так как у студий переменчивый характер, Канны бережно заботятся о своих отношениях с голливудскими партнерами, они предлагают на выбор категории программы и добиваются, чтобы ценные специалисты заняли место в жюри. Фремо потратил годы, уговаривая Спилберга, прежде чем режиссер наконец-таки занял место президента жюри фестиваля в 2013. Харви Вайнштейну извечному завсегдатаю набережной Круазетт предложили открыть фестиваль фильмом «Принцесса Монако». Однако после борьбы, которая стала известна общественности, с режиссером Оливье Дааном за окончательную версию
монтажа (французский закон всегда оставляет право на окончательный вариант за режиссером) он отказался от Канн в последний момент.
Еще один постоянный партнер с множеством каннских привилегий это Sony Pictures Classics, и у со-президентов Майкла Баркера и Тома Бернарда, кажется, не было проблем с тем, чтобы отвести место в конкурсной программе для фильма «Охотник на лис» от режиссера «Человек,
который изменил всё» Беннетта Миллера и для исторической драмы Майка Ли «Уильям
Тернер», с Тимоти Споллом в роли британского художника Джозефа Мэллорда Уильяма
Тёрнера.
Но из всех студий самые лучшие и наиболее прочные отношения с кинофестивалем у студии DreamWorksAnimation. После того, как DreamWorks дали Каннам мировые премьеры «tent poles» (прим. tentpole movie - проект, на который киностудия делает основную ставку и который в случае успеха может покрыть расходы на другие, менее удачные фильмы), мультфильмов «Шрек» и «Кунг-фу Панда», фестиваль отплачивает генеральному директору Джеффри Катценбергу специальным показом вне конкурса мультфильма «Как приручить дракона-2», который также будет отмечать 20-летие студии. «Это благодарность Джеффри Катценбергу за что, что он привозит сюда свои фильмы и продолжает поддерживать фестиваль», - говорит Фремо.
Если у фильма нет влиятельной голливудской студии, чтобы оказать давление на Канны, тогда крупный французский дистрибьютор является следующей наилучшей альтернативой. Такие французские гиганты, как EuropaCorp, Wild Bunch, Gaumont и Studio Canal и второго уровня мощные независимые дистрибьюторы, включая MK2, Le Pacte и Les Films du Losange, поддерживают связь с составителями программы фестиваля и они знают, где надавить, чтобы убедиться, что их фильмы пройдут отбор. «Самая важная часть каннской формулы – присутствие на борту состоятельного французского дистрибьютора с личным составом, который
знаком с теми, кто принимает решения в Каннах», - говорит один дистрибьютор.
Именно местный дистрибьютор обычно берет на себя расходы на то, чтобы привести звезд, и оплачивает дорогостоящую вечеринку по случаю премьеры, он часто договаривается с фестивалем по негласному соглашению, что если будет предложена первоклассная категория (в конкурсе), то это гарантирует появление на красной ковровой дорожке VIP-персон. Именно это, по слухам, стало одной из причин, по которой фильм Оливье Ассайяса «Зильс Мария» в составе которого актеры из списка – А, включая Кристен Стюарт, Хлою Моретц и Жюльетт Бинош, получил место в конкурсе.
Непонятные слухи о «коричневых конвертах с деньгами», переходящие из рук в руки за проплаченные сделки, по всей видимости, являются чем-то вроде легенд Канн. «Вы слышите о подобных вещах каждые несколько лет, но я никогда не видел ни одного конкретного примера того, что это происходит на самом деле», - говорит завсегдатай фестиваля с большим стажем.
Но в призрачном мире политики французского кино не вызывает сомнений тот факт, что крупные продюсеры и дистрибьюторы – у которых есть связи на каждом из уровней системы – начиная с самых привилегированных специалистов и до федеральных, государственных и местных политиков, которые помогают решать вопрос по бюджету Канн – тоже влияют на составление программы фестиваля. Если крупный французский дистрибьютор планирует использовать Канны, чтобы представить на нем его новый большой фильм, то, скорее всего, фестиваль найдет место для фильма. Любому, кто сомневается в связи между фестивалем и французским кинобизнесом, стоит обратить внимание на Пьера Лескура, бывшего главу медиа-гиганта Canal Plus, который в 2015 заменит Жиля Жакоба на посту президента фестиваля. В то время когда Фремо как директор осуществляет контроль над официальной конкурсной программой, президент Каннского кинофестиваля оказывает значительное влияние за кулисами.
Каннский кинофестиваль является клубом старых приятелей с ближним окружением из назначенных режиссеров, это тоже трудно опровергнуть. В программе этого года подобраны знакомые лица, включая постоянных участников братьев Дарденн, Жана-Люка Годара, Атома Эгояна, Кена Лоуча, Хазанавичуса, Майка Ли, Нури Бильге Джейлана и Дэвида Кроненберга. Японский режиссер Наоми Кавасе, которая получила Гран-при в Каннах в 2007 за фильм «Траурный лес», и возвращается в конкурсную программу фестиваля с работой «Недвижная водная гладь», - вместе с президентом жюри Джейн Кэмпион – входит в число небольшой группы женщин-режиссеров, которые присоединились к жюри.
«Трудно отделаться от ощущения, что Канны это узкий круг посвященных», - говорит агент по европейским продажам. «Если вашему режиссеру «разрешили» присоединиться к клубу, то вы можете приезжать каждый год; а если нет, то удачи в поисках входа».
Нет волшебной формулы, которая объясняет, почему Канны предпочитают одного режиссера другому, но все же представители фестиваля склоняются к режиссерам, которых, по их мнению, несправедливо списали со счетов на их родине, это такие режиссеры, как Абель Феррара в США и Лоуч в Великобритании. Также Канны гордятся тем, что уважают арт-хаус и
выбирают таких режиссеров авторского кино с их индивидуальным творческим почерком, как братья Дарденн, Джейлан и Кавасе, чьи фильмы являются слишком глубокими, чтобы найти широкую аудиторию. «Это действительно помогает, когда Канны могут взять на себя ответственность за «открытие» вашего режиссера», - говорит один маститый журналист, отметив, что фестиваль любит чествовать таланты, которые пробились через каннскую систему производства, например, квебекский вундеркинд Ксавье Долан, который побывал в категории «Две недели режиссеров» и в категории «Особый взгляд» прежде чем попал в основную конкурсную программу этого года с фильмом «Мамочка».
В конечном итоге, когда дело касается независимых фильмов без сильных студийных покровителей, все преимущество у Канн. Французский фестиваль только набирает силу по сравнению со своими ближайшими европейскими конкурентами: Берлин и Венеция. «Это действительно лучший вариант. Каждый режиссер хочет поехать туда, каждый независимый дистрибьютор хочет представить там свой фильм. Они могут с пренебрежением отнестись к вам, но, несомненно, когда придет следующий раз, тот же режиссер и те же продюсеры
вернуться, чтобы просить о еще более строгом отношении».