«Затерянный город Z»: потеряться в джунглях Амазонки
Брэд Питт сначала снялся в «Войне миров Z» (объявлено, что сиквел будет снимать Дэвид Финчер), а затем спродюсировал «Затерянный город Z». Но это все так, для красного словца: помимо артиста и одной латинской буквы, между проектами нет ничего общего. Однако если вам по душе фильмы об Индиане Джонсе за дух приключений, а в списке любимых мультфильмов значится «Дорога на Эльдорадо», то эта премьера определенно для вас. Вебург отправился с персонажами истории в тропический лес. Захватывающее путешествие, объединяющее британский лоск и шик начала XX века и затерянный мир джунглей Южной Америки, уже во всех кинотеатрах страны.
Британец Перси Фосетт (Ханнэм) — подполковник, ученый, археолог, знаток джунглей и исследователь, а главное — реально существовавший человек. Любовь к путешествиям он получил от отца, также члена Королевского географического общества. Фосетт служил на Цейлоне и в Северной Африке, был другом писателя Конан Дойля (роман «Затерянный мир» последнего вдохновлен рассказами Фосетта о его приключениях и путешествиях), совершил множество экспедиций в Бразилию, в том числе для нанесения на карту границ между Бразилией и Боливией. Всю жизнь Перси был уверен в существовании затерянных городов и после окончания Первой Мировой войны вплотную занялся изучением материалов и поисками своей главной цели — города под условным названием «Z» в джунглях Бразилии.
Экранизация одноименного нон-фикшн романа, в основе которого — реальная история команды Фосетта, отправившейся в джунгли Амазонки в 1925 году. Это была не первая, но знаковая экспедиция для поисков затерянного города инков Эльдорадо. Научное сообщество высмеяло идею Фосетта, но одержимого и уверенного в себе человека не остановит мнения окружающих. Снять историю доверили любимцу киноманов, критиков, фестивалей и Вебурга Джеймсу Грэю («Любовники», «Хозяева ночи», «Роковая страсть»), продюсером проекта стал Брэд Питт. Он планировал исполнить роль Фосетта, но передал ее Бенедикту Камбербэтчу, а тот — Чарли Ханнэму.
Кандидатура Грэя не выглядела органично: режиссер предпочитает урбанистические пейзажи в целом и Нью-Йорк как место действия — в частности, а также камерные истории и человеческие взаимоотношения в их основе. И тут: Амазонка, крупный проект, Питт как продюсер — все это звучало для нас более чем сомнительно. Однако умение Грэя мастерски рассказывать и через простые действия передавать глубокий смысл повествования помогло кинематографисту и в амазонских джунглях.
Это кино, снятое невероятно увлеченным его идеей режиссером. Отсюда и итог — абсолютно не похожий на то, что снимают в 2017 году, созданный на 35мм пленку (то, что удалось снять в джунглях, создатели могли посмотреть не сразу, а только вернувшись из экспедиции, уже на монтаже), классический в самом комплиментарном значении этого слова, похожий на то, что снимали в 50–60–70-х годах патриархи мирового кино проект. Выдержанная, цельная, благородная, драматичная, с мыслями и посылом история — такая, какую нынче мог снять лишь энтузиаст фосеттовского уровня. Пока другие студии, продюсеры и режиссеры отправляют своих героев и зрителей в космос, подчиняясь сай-фай-тренду, Грэй и Питт приглашают нас в увлекательное путешествие в неизведанную еще Бразилию 20-х годов прошлого века.
Здесь интересный сюжет, что само по себе уже чудо при нынешнем положении кинобизнеса, сочетается с очень степенным повествованием. Вы не смотрите современный экшен, вы «читаете» длинный роман, и тропические леса опасного континента встают перед вашими глазами. Здесь и каноническая чопорная и церемонная Британия, и киплинговские джунгли, и ассоциации с «Апокалипсисом» Мела Гибсона, и романтический флер всего приключенческого кино разом, а также все легенды о затерянных городах и странах, бьющие духом авантюризма и тайнами. Это, возможно, оттолкнет от проекта молодую аудиторию, живущую в стиле «флэш», с другой стороны, страсть Фосетта к приключением показывается так, что заражает. И вот ты, даже зная финал всей этой затеи, теребишь свой загранпаспорт в думах о еще неизведанных и не туристических местах. О, эта великая сила фразы «Куда не ступала нога человека»…
При этом «Затерянный город Z» сложно назвать кино исключительно историческим или приключенческим. Умеющий показывать несколько большее, Джеймс Грэй значительно расширяет границы биографии страстного исследователя Перси Фосетта, вводит важный образ его супруги Нины, в проброс и не пошло говорит о вечном.
Итоговый вердикт:
История зрелищна и интересна, работа режиссера — вдумчива, амбициозна, шире общепринятых рамок приключенческого жанра или байопиков. Действие «Затерянного города» происходит сто лет назад, но лента более современна, нежели о ней можно подумать по постерам и трейлерам.
Дарья Лошакова
|