Чарли Ханнэм, Сиенна Миллер и Роберт Паттинсон снялись в приключенческом фильме Джеймса Грэя об офицере британской армии, который отправляется в долгое путешествие по южноамериканским джунглям.
Захватывающая и донкихотская история настоящего офицера британской армии, который сто лет назад направился в неизведанные дебри южноамериканских джунглей, ища предполагаемую древнюю цивилизацию – "Затерянный город Z", – редкий пример современного классического кинематографа. Его достоинства – методичное повествование, традиционный стиль и тема одержимости отметили бы в период с 1930 по 1970 гг. Оценят ли картину быстро мыслящие зрители, станет известно, когда эта безукоризненная работа выйдет на широкие экраны следующей весной – полгода спустя своей премьеры на последнем дне Нью-Йоркского кинофестиваля 2016 года.
Основанному на бестселлере 2009 года Дэвида Гранна сценарию режиссёра-сценариста Джеймса Грэя удалось передать лишь крупицу сокровенной исторической и культурной информации, собранной в этой научной книге. В нём также отсутствуют другие ответвления: придуманные приключения или модная идеологическая повестка о вторжении белых людей в болота аборигенов.
Скорее, фильм чествует дух риска, любознательность, вызов самому себе и самопожертвование (телесное и духовное), необходимые для исследования неизвестного, нашего происхождения и разметки мира, чего даже сто лет назад не удалось достичь окончательно. Тогда под пристальным вниманием была Южная Америка и предки амазонских племён (судьба ли это, что Amazon Studios стоит приобрести права на показ этого фильма в североамериканских кинотеатрах?).
Данной территории присущи некоторая одержимость и непокорные гены, которые превосходят логику, личную безопасность и почитание родных пенатов, что по нарастающей отражается в случае полковника Персиваля Фосетта (Чарли Ханнэм). Закалённый и состоявшийся офицер британской армии, долго прикомандированный к Южной Азии, Фосетт не знатного происхождения, не из правящего класса ("не повезло ему с предками" – фыркает один старший по званию). И всё же в интересах разметки ранее не исследованных территорий восточной Боливии и её размытых границ с Бразилией, элитное Королевское географическое общество спонсирует небольшую экспедицию Фосетта в буквальном смысле пустую на тот момент картографическую местность.
Первый кадр фильма запечатлевает Фосетта, покидающего лихую жену Нину (Сиенна Миллер) в 1906 году и отправляющегося в двухлетнюю экспедицию в непролазные джунгли вместе со своим сослуживцем Генри Костином (бородач Роберт Паттинсон), группкой проводников и носильщиков. "Никто не вернётся оттуда", – предупреждает его бывалый моряк, который идеально вписался бы в жёсткий голливудский боевик 30-х.
Природные и человеческие угрозы подстерегают смельчаков повсюду. В то время как Грэй красиво и ненавязчиво ведёт зрителя вместе с путешественниками от границ изведанного в глушь, читателям книги Гранна может не хватать необычайно изобретательных хищников суровых джунглей, так и норовящих помучить тонкокожих людей: от невидимых микробов и отнимающих силы паразитов вплоть до гигантских насекомых, зубастых и плотоядных рыб, чащобных ягуаров, мурен как из Юрского периода и змей. (Молодой Дэвид Кроненберг мог бы снять совершенно другую картину, основываясь на материале, столь масштабно опущенном Грэем.)
Тем не менее режиссёру и оператору Дариусу Хонджи удаётся достичь перехода с жуткой лёгкости, с которой группа движется по реке на маленькой барже, к неподдельному шоку, когда исследователей застигает врасплох шквал стрел, выпущенных аборигенами времён раннего железного века. Дружелюбные и враждебные племена населяют амазонские леса, и пускай Фосетт не знает, с какими именно столкнётся, он развивает в себе особенную уверенность, что ему не навредят; от человека, упорно отстаивающего свои исключительные исследовательские таланты, исходит определённая аура.
Фосетт превращается из обычного картографа в человека, одержимого мыслью, что великий город захоронен где-то в джунглях. К концу первой экспедиции он натыкается на древнюю кухонную утварь и обломки, которым нет разумного объяснения. Это убеждает Фосетта, что он сможет опровергнуть общепринятые представления об истории Северной и Южной Америки.
В отличие от "Индианы Джонс" или любимых Фосеттом героев Киплинга, этому путешественнику приходится считаться с реальной жизнью. Ему действительно больно быть в разлуке со своей жизнерадостной, впечатляющей интеллектом женой и юным сыном Джеком, который приветствует его вопросом: "Вы мой отец?" (Ещё двое детей на подходе.) Прославившись "Самым храбрым английским исследователем", Фосетт замышляет возвращение в Амазонию – на этот раз не только с Костином, но и в обществе Джеймса Мюррея (Энгус МакФадьен), состоятельного эгоиста, чьё ожирение и негативный настрой наносят неодолимый удар экспедиции в 1912 году – годом спустя обнаружения Мачу-Пикчу в Андах.
Поиски Фосетта откладываются более чем на декаду, преимущественно из-за Первой Мировой войны. Полковник, которому под пятьдесят, отправляется на фронт; Грэй, работая в ограниченном бюджете, воссоздаёт разгромный микромир битвы на Сомме, одного из самых кровавых побоищ в истории, отчего Фосетт временно слепнет. Подавленность, взвинченность и опустошение – выдающаяся последовательность кадров, которые в миниатюре, но с укором, подчёркивают бесполезность той войны.
Признавая, что "я уже старый негодяй", Фосетт к 20-м годам уже столь убеждён в существовании "Зета" (и пропитан мистицизмом), что планирует третью экспедицию со своим двадцатилетним сыном Джеком (Том Холланд) в качестве компаньона. В этих климатических условиях Грэй переводит фокус на лирику, когда Фосетта, которому словно на роду написано, тянет в местность, населённую враждебными воюющими племенами. "Человек должен тянуться к большему" – нараспев философствует Фосетт, в то время как он, Джек и их группка движутся навстречу своей судьбе, которая остаётся неясной и по сей день.
Приятное отличие "Затерянного города Z" от большинства фильмов, посвящённых мужским приключениям, – свободное время герой проводит с женой и детьми, что является мощным рычагом влияния. Грэй серьёзно подходит к конфликту семейного очага и зова природы – в этом плане ему серьёзно помогает Миллер, которая многогранно воплощает Нину Фосетт, несмотря на ограниченное экранное время. Так же приятными оказываются продолжительные сомнения в решении Фосетта взять с собой в последнюю экспедицию неопытного сына, вопреки его наивному юношескому энтузиазму.
Исполнительный продюсер Брэд Питт, а затем Бенедикт Камбербэтч некоторое время метили на роль Фосетта, – каждый из них мог бы раскрутить фильм за счёт своей известности (и, несомненно, привлечь больший бюджет). Этот фильм не придаст Ханнэму популярности, хотя после неодобрительных отзывов на "Тихоокеанский рубеж" и "Багровый пик", его качественная, сильная работа в этой ленте будет принята всерьёз. Как актёр он мужает и взрослеет вместе с своим героем. Мы принимаем стройное тело и его выносливость как должное, наравне с амбициями, однако привлекательный блондин столь же эффектно признаёт способность своего героя вырабатывать стратегию взаимодействия со снобистской аристократией и властью, сколь растущее осознание своей цели и судьбы. В итоге, пускай Фосетт не вертится в высших эшелонах загадочных героев-исследователей Британии таких как Джеймс Кук, Чарльз "Китаец" Гордон, Эрнест Шеклтон и Т. Э. Лоуренс, неоспоримо – он родственен им.
Изысканно снятый (на киноплёнку) Дариусом Хонджи в Северной Ирландии и колумбийских джунглях, фильм во всех аспектах превзошёл рамки своего ограниченного бюджета. Традиционным эстетическим достоинством тут выступает инструментальный саундтрек Кристофера Спелмана, который в своей красоте, рвении и безупречных попытках усиливает повествование, навевая воспоминания о мастерах прошлого Максе Штайнере и Миклоше Роже.
Перевод: Rara-avis.
|