Канны, Франция. В среду я пила эспрессо с Робертом Паттинсоном на террасе, на крыше с видом на Средиземное море.
Именно за написанием такой нелепой фразы порой застает себя критик на Каннском кинофестивале, где новый фильм мистера Паттинсона «Хорошее время» участвует в конкурсе. На следующее утро фильм встряхнул весьма скучное мероприятие, где полно провалов или участников, которые, как правило, читают зрителям морали или наказывают, зачастую одновременно. «Хорошее время», напротив, чисто кинематографическое удовольствие о иногда смешном, иногда шокирующем падении в пропасть, благодаря которому мистер Паттинсон получил здесь шквал любви от критиков, а может и наград.
Мистер Паттинсон играет Константина Никаса, или Конни, катастрофически бездарного плохого парня, который во время одного страшного приключения в Нью-Йорке оставляет за собой разруху и мертвые тела. «Хорошее время», снятое братьями-режиссерами Джошем и Бенни Сафди, фильм захватывающе энергичный и концентрированный. В нем нет какого-то месседжа или искупления, а вместо этого в центре повествования рассеянный нарцисс, история которого постоянно спускается по нисходящей спирали. Пока ошибки превращаются в катастрофу, Конни все больше дичает, превращаясь в желчно-смешливый упрек американской вере в превосходство, где господствуют супергерои и убеждение, что успех не только неизбежен, но и принадлежит вам по праву рождения.
«Хорошее время» - это часть невероятного коррекционного курса, проведенного мистером Паттинсоном, который в последние года появился и почти растворился в названиях таких художественных проектов, как «Детство лидера» и «Затерянный город Z». Несмотря на то, что большая слава задела его после роли обреченного персонажа в «Гарри Поттере», его имя стало мировым из-за Эдварда Каллена, бледного вампира-сердцееда в серии «Сумерки». Эта популярность стала бешеной, когда у мистера Паттинсона и его коллеги Кристен Стюарт начались отношения на экране и вне его. Они быстро превратились в корм для рекламной мясорубки, но оказались ограниченными брендом «Сумерки».
Во время своих «сумеречных» лет мистер Паттинсон не был обласкан критиками, которые не видели ничего за пределами его красоты. В отличие от Стюарт, у него не было послужного списка, который доказывал бы, что он способен на большее, чем очаровательно надувать губки, даже если это были многообещающие роли в небольших фильмах, вроде «Помни меня» (2010). Однако антиутопия Дэвида Кроненберга «Космополис» по мотивам романа Дона Делилло в 2012 году определила новый путь в карьере мистера Паттинсона. «Думаю, тогда я впервые работал над чем-то очень сложным», - сказал он.
«Космополис» был первым фильмом после того, как он закончил последнюю главу из серии «Сумерки». «Мне особенно нравится тот факт, что он вышел действительно на пике моей популярности», - сказал он. Будучи выбранным на роль хозяина вселенной, который переживает головокружительное, невероятно жестокое и унизительное падение, мистер Паттинсон считает этот фильм «большим поворотным моментом для меня - я просто понял, что это то, что я хочу делать».
Кроненберг делал фильм, не следуя шаблонам, и его главная звезда пожелала последовать его примеру. «Я думаю, что теперь редко где-то ломают стереотипы», - продолжал мистер Паттинсон. «Такое ощущение, что почти все в мире создано, чтобы быть предсказуемым».
Успех фильма зависит от харизмы и того самого алхимического качества, которое называется присутствием, а также определенного количества предсказуемости и стереотипов, жанров и типажей. Но долговечность означает, что иногда надо ломать шаблоны. Паттинсон определенно избегает очевидности, и вот, наверное, почему он тяготеет к образам, которые подвергаются физическому насилию - их бьют, душат, расстреливают и подвергают зондированию проктолога - будто он пытается стереть последние следы Эдварда. Порой кажется, что это не просто эффектная себялюбивая трансформация, которую обожают звезды, а глубокое преображение.
Конечно, звезды охотно маскируют свою внешность, приклеивая фальшивый нос и надевая страшный парик; но для актеров не характерно меняться кардинально и рисковать любовью зрителей. «Любой человек может выглядеть уродливо», - сказал мистер Паттинсон. «Это не сложно».
В «Хорошем времени» его уродство выходит за рамки сальных волос и потоков капающего пота Конни, и, кажется, оно идет изнутри. Паттинсон, источающий тепло и открытость как человек, признается, что это проблема, если зрители путают актера и персонажа. Но такого с ним не случалось, поэтому он, по его словам, «по этому поводу не переживает». Если что, он будет рад любым «отвратительным ролям», которые у него будут.
А в будущем он хотел бы поработать с немецким режиссером Марен Аде, чья картина «Тони Эрдман» наделала шума в Каннах в прошлом году. Во время фестиваля в этом году, было объявлено, что Паттинсон сыграет главную роль в амбициозном фильме «Сувенир» британского режиссера Джоанны Хогг, а сам Мартин Скорсезе будет исполнительным продюсером. Мистер Паттинсон также надеется, что этим летом он сможет приступить к проекту («High Life»), над которым он и французский режиссер Клер Дени - он называет её фильм «Белая материя» в числе своих любимых - работают в течение трех лет. («Это самый большой проект в моей жизни. Я до сих пор в это поверить не могу»)
«Я думаю, что самое лучшее в том, что твое имя собирает кассу», - сказал мистер Паттинсон, «это то, что если делаешь пять фильмов в серии, то тебе приходится брать ответственность за исполнение одного и того же героя». В его голосе нет сожаления, только факты. Работа над фильмами «Сумерки», сказал он, «удивительная роскошь», и это была «удивительная удача просто окунуться в нее с теми людьми, с которыми я работал над ними». Они были детьми которые бунтовали или лишь пытались, и чувствовали смелость это сыграть. Его чуть не уволили на первом фильме, если бы его агенты не спасли его. «Мне ни разу не пришлось целовать кого-то в зад», - сказал он. «Да я бы и не сделал это, в любом случае».
Мистер Паттинсон, похоже, существует в абсолютной гармонии с «Сумерками» и явно нашел способ, как использовать их наследие, включая мрачные арт-хаусные фильмы, которые находят отклик в Каннах. Он говорит, что всегда думает, что ужасно сыграл в каждом дубле. «Я не могу сказать такого про тех, с кем работаю», - добавил он. «Я никогда не видел, чтобы кто-то так усложнял себе жизнь. Я же казню себя каждый раз. И я думаю, что есть некая странная извращенная энергия, которая выходит, когда люди критикуют предыдущую работу или думают, что ты застрял в определенном амплуа; это дает тебе силу».
Может, это звучит неискренне, но я ему поверила. Несмотря на то, что в его жизни наступила светлая полоса, он добавил, что «почти боялся, что кто-нибудь скажет, как хорошо я играю». Потом он засмеялся, возможно, слегка смущаясь.
Перевод Наталии Скрипник специально для Robert Pattinson (official community vkontakte)
|