От «Гарри Поттера» и «Сумерек» до Каннского кинофестиваля
28 сентября в российский прокат выходит триллер «Хорошее время», премьера которого состоялась на 70-м Каннском кинофестивале. Работу Роберта Паттинсона в этом фильме назвали лучшей за всю его карьеру. Критики даже прочили актеру приз, однако в итоге он ушел Хоакину Фениксу. Тем не менее Паттинсона давно перестали называть «звездой "Сумерек"» (и очень давно — «звездой "Гарри Поттера"»). Ему удалось отделаться и от журнального ярлыка «будущий Джуд Лоу». Попробуем разобраться, как это произошло.
Как избавиться от популярного образа. Краткий курс. Роль в знаковом фильме сопряжена не только со славой и шестизначными гонорарами, но и с серьезным риском застрять в одном образе на многие годы. И хорошо если хотя бы студиям хватит смелости предлагать актеру партии иного плана — в глазах зрителей он может надолго остаться условным Джеком Воробьем или Тони Старком.
Но будь ты хоть Леонардо Ди Каприо («звездой "Титаника"») или Дэниелом Рэдклиффом («звездой "Гарри Поттера"»), рецепт избавления от популярной роли всего один — сыграть нечто радикальное. Скажем, Рэдклифф избавился от ярлыка в два захода — сначала исполнив роль конюха-зоофила в спектакле «Эквус», а затем испускающего газы трупа в «Человеке — швецарском ноже». Ди Каприо отмывался от «Титаника» довольно рискованным «Пляжем», а затем целой чередой ролей у Мартина Скорсезе.
Метод Роберта. На самом деле Паттинсону не повезло — до четвертого фильма о Гарри Поттере он толком нигде не успел сняться. Его первой картиной стала «Ярмарка тщеславия», однако на финальном монтаже сцены с его персонажем просто вырезали. После этого было «Кольцо нибелунгов», а затем роль Седрика Диггори, которая позволила набрать первые несколько тысяч фанаток. К счастью, Седрика очень быстро списали, и во франчайзе он не задержался.
В период между «Гарри Поттером» и «Сумерками» у Паттинсона был почти тот же расклад, что и у Ди Каприо. Скажем, он тоже успел сыграть в фильме о гомосексуальной связи двух гениев («Отголосках прошлого») и одной подростковой драме («Переходный возраст»). Однако эти две работы практически прошли мимо зрителей — «Полное затмение» и «Что гложет Гилберта Грейпа?», безусловно, известнее и сильнее. И все же это не помешало Паттинсону по полной вживаться в роль — спустя пять лет после выхода «Отголосков прошлого» актер признался, что в сцене с мастурбацией он ничего не изображал. Вскоре после роли Дали наступили «Сумерки», и Паттинсону уже было не до экспериментов. С одной стороны, они стали спасением (актер тогда сидел без работы и даже думал завязать с карьерой в кино), а с другой — настоящим проклятием.
Паттинсон начал отбиваться от образа вампира Эдварда Каллена еще до того, как покончил с ним. Между съемками второй и третьей части «Сумерек» он успел сняться в драме «Помни меня». Едва ли роль мрачного студента помогла ему избавиться от образа мрачного кровососа, но попытка зачтена — ради этого Паттинсон даже пожертвовал своими выходными и буквально через три дня после съемок в «Помни меня» уехал на съемочную площадку «Сумерек». На самом деле роли задумчивых студентов приросли к Паттинсону не меньше, чем образ блестящего вампира, — он взялся за нее еще и в картине «Воды слонам!».
Однако как только Паттинсон окончательно распрощался с «Сумерками», он всерьез ушел в независимое кино. «Космополис», «Лайф», «Затерянный город Z», «Детство лидера» — все перечисленные фильмы презентовали на главных европейских кинофестивалях. Актер старательно игнорирует массовое кино. В этом году он вполне мог получить и первую «серьезную» награду в Каннах. Пока что в копилке Паттинсона восемь призов MTV, включая награды за лучший поцелуй (целых четыре) и лучшую драку. Правда, одну награду актер на полку точно не поставит — коллективную «Золотую малину» за худший актерский ансамбль в заключительной части «Сумерек».
Не нужно воспринимать себя всерьез. Несмотря на вполне явное стремление стать серьезным актером, Паттинсон не растерял самоиронии. Это нелегко, когда тебе немного больше двадцати, а на книжных прилавках уже лежит твоя биография. Тем не менее актер до сих пор может позволить себе как следует подурачиться и, например, написать сценарий короткометражки о том, как он сам пытается купить в Нью-Йорке хот-дог. В роли Роберта Паттинсона, разумеется, Роберт Паттинсон. В «Стыде и страхе» актер пытается остаться неузнанным на людной улице. Картина и впрямь автобиографичная — чем больше он снимается в фестивальном кино, тем менее известным он становится для рядового зрителя. Хот-дог здесь, безусловно, метафора. Возможно, «Оскара» или «пальмовой ветви». Судить не возьмемся.
Текст: Филипп Вуячич
|