Вот перед нами лежит голубой Эльдорадо…
Внушающая трепет эпическая история исследования Амазонки, демонстрирующая настоящий мужской дух и подлинную прелесть головокружительных и опасных приключений.
В начале XX века Британское географическое общество озаботилось тем, что в Южной Америке остаются неисследованными несколько больших областей, представляющих серьезную ценность. Застолбить право королевства на дельту Амазонки в Бразилию отправлен топограф Перси Фосетт, который не только умудряется выжить в джунглях, где исчезли бесследно десятки путешественников, но и находит подход к вождям местных племен индейцев. Однако куда больше дипломатии Фосетта интересуют легенды и слухи о таинственном заброшенном городе древней цивилизации, скрытом в самом сердце сельвы. Раз за разом путешественник отправляется в те уголки, куда не ступала нога человека, подвергая риску себя и своих спутников, но безрезультатно. В 1925 году Фосетт снаряжает решающую экспедицию, в которой сопровождать исследователя берется старший сын Джек. Отважные первопроходцы исчезли в джунглях без следа, породив множество слухов и вопросов, остающихся без ответа до сих пор…
Вышедший в российский прокат в самом начале прошлого года фильм «Выживший» оказался самым настоящим «снегом на голову» и прокатчикам, и зрителям, и критикам. Никто не ожидал, что довольно брутальная, во многом грубая, жестокая и хладнокровная история одержимости местью станет таким популярным зрелищем. Причин для триумфа ленты Иньярриту можно назвать несколько, и не последней в этом списке будет вполне очевидная тоска любителей кино по старому доброму приключению на большом экране. За год мы видим множество крупномасштабных боевиков, крупнобюджетных фантастических постановок, триллеров с погонями и перестрелками. А где же приключенческие ленты? Их не сыщешь днем с огнем. Но пришел на эту улицу солнечный луч – «Затерянный город Z» призван утолить жажду странствий и удивительных историй. Собирайтесь в путь.
А путь предстоит неблизкий и весьма затяжной. Лента режиссера Джеймса Грэя длится 140 минут, но для подробного жизнеописания Перси Фосетта этого ничтожно мало – одержимый странствиями исследователь совершил бессчетное число экспедиций, успев при этом отслужить на полях Первой мировой войны, дать жизнь двум сыновьям и совершить переворот в Британском королевском географическом обществе. Этому искателю стоило бы посвятить сериал на несколько сезонов, и того будет мало. Однако у руля «Затерянного города» не стоило бы ставить Грэя, будь это банальное перечисление путешествий и протоколирование открытий. Картина в большей степени даже не о поиске Эльдорадо или Атлантиды, а об обретении себя, о принятии своего назначения в жизни – это, согласитесь, дается далеко не каждому.
Жизнь Фосетта-старшего была непроста, и режиссер и сценарист картины ведет зрителя по ее извилистому руслу осторожно и бережно. Возможно, даже слишком осторожно, временами кажется, что Грэй засмотрелся на очередной великолепный экземпляр бразильской флоры и забыл, о чем говорит, но эти паузы – лишь краткие остановки, позволяющие если не понять, то оценить, что поглотило Фосетта, что заменило ему весь остальной мир, включая красавицу-жену и детей. Джеймс Грэй считает крайне важным донести до зрителя те порывы, которые движут его героем, те идеи, которые заставляют его вновь и вновь идти в джунгли, то безрассудство, с которым Перси поднимается навстречу стрелам кровожадных дикарей. «Затерянный город» – кино мощное, поглощающее с головой и не отпускающее очень долго.
А еще оно безумно красивое. Причем одинаково впечатляюще Грэй демонстрирует и открывающую повествование охоту на оленей, и неизведанные уголки амазонских джунглей, и кровавые окопы войны с корчащимися от удушья отравленными газами солдатами. Сравнивать «Затерянный город» с «Выжившим» – это, конечно, удар ниже пояса, но с гибсоновским «Апокалипто» по картинке новая лента вполне сопоставима. Здесь можно не только активно сопереживать сюжету, но и любоваться каждым кадром.
Единственное, что может несколько разочаровать, – финал картины. Подлинные обстоятельства исчезновения и дальнейшей судьбы Перси и Джека Фосеттов до сих пор неизвестны, а все догадки и версии остаются лишь возможными вариантами развития событий. Но Грэй в своей картине решил не оставлять финал открытым, а чуть «приземлить» тайну, чем лишил загадку определенной степени величественности. Впрочем, стоит отметить, что концовку режиссер придумал довольно трогательную и драматическую.
Разумеется, все эти слова восхищения не могут не касаться работы актеров фильма. Если до сих пор вы, как и многие, сомневались в уровне таланта Чарли Ханнэма, то после «Затерянного города» любая настороженность должна уйти, он справляется с ролью блистательно, а ведь играть ему приходится героя в нескольких возрастных промежутках, существенно отличающихся обстоятельствах и непростых физических условиях. Отдельной похвалы заслуживает Роберт Паттинсон, старательно уходящий все дальше от образов девичьих грез – здесь он бородатый немногословный спутник путешественника, начитанный и готовый к любым трудностям. Несколько выхолощена роль Сиенны Миллер, но по-хорошему супруге Фосетта в фильме и делать-то нечего.
Потому что это настоящее мужское кино о том, почему человек порой отказывается от благ цивилизации, почему садится за руль или штурвал, почему предпочитает холодные или жаркие пустыни комфортному креслу у камина. Все просто – Атлантида сама себя не найдет, а Эльдорадо само не выдаст свои богатства. Нужно бороться и искать, найти и не сдаваться, даже если обратного пути из джунглей не существует.
С 27 апреля в кино.
Евгений Ухов
|