Двухчасовое географическое кино Джеймса Грэя предназначено скорее для созерцания, чем для развлечения.
Тем, кто ждет от "Затерянного города Z" увлекательного экшена или захватывающего рассказа о приключениях, стоит выбрать другое кино. Фильм Джеймса Грэя о британском исследователе Перси Фосетте, сгинувшем в 1925 году в амазонских джунглях, тягуч и обстоятелен, при этом сюжет его легко пересказать в четырех предложениях.
Перси Фосетт (Чарли Ханнэм) был бравым британским солдатом с печальной родословной, которая закрыла ему восхождение по военной карьерной лестнице. Чтобы восстановить репутацию и получить повышение, он соглашается на рискованную экспедицию в Боливию, которую ему поручает Королевское географическое общество. Из экспедиции, в которой его сопровождает приятный и более опытный адъютант Генри Костин (Роберт Паттинсон с очаровательной бородой и овальными очками), Фосетт возвращается с картой реки Рио-Верде и радикальными идеями: в джунглях он услышал историю о таинственном городе и увидел артефакты, указывающие на более древнюю цивилизацию. С тех пор Фосетт одержим идеей найти город Z и после неудачной второй экспедиции, отслужив и получив ранение на Первой мировой войне, в 1925 году отправляется вместе с повзрослевшим сыном в третью, из которой не вернется. Этот сюжет разложен на два с половиной часа и несколько направлений.
Фильм основан на одноименном бестселлере Дэвида Грэнна, который работал над историей Фосетта в течение четырех лет, получив доступ к личным архивам путешественника. Права на книгу, опубликованную в 2009 году, приобрела компания Брэда Питта Plan B, и актер сам собирался сыграть исследователя. Однако в итоге Питт остался лишь продюсером, роль Фоссета ненадолго отошла к Бенедикту Камбербэтчу, а в конце концов — к Чарли Ханнэму, у которого было всего 10 дней, чтобы подготовиться к съемкам. Возможно, шестилетний период разработки и перемены в кастинге сказались на результате — это кино могло быть совсем другим.
"Затерянный город Z" открывается впечатляющей сценой охоты на оленя, которого удается подстрелить только Фосетту. Однако отведать оленя ему не суждено: жесткая военная иерархия не дает сыну пьяницы и азартного игрока выбиться в люди. Его отчаянное желание эту несправедливость устранить вынуждает его решиться на предложение Королевского географического общества, хотя дома остается беременная жена с маленьким ребенком на руках (Сиенна Миллер в роли самоотверженной независимой женщины с прогрессивными феминистскими взглядами).
"Меня интересовал герой, который чувствовал себя не на месте. Мощь классовой системы сформировала его взгляды на мир, дала представление о том, что он должен иметь. Это была причина, по которой я взялся за проект. Да, сейчас фильм, к сожалению, релевантен как никогда, потому что расистский, колониальный взгляд на мир по-прежнему существует, и на него нужно обращать внимание. Я был бы рад, если бы этой волны национализма сейчас не было, а миру не нужно было бы напоминать, что мы все сделаны из одного теста", — поделился с журналистами Джеймс Грэй на пресс-конференции в Берлине.
Американские критики сравнивают брутальность сцен в джунглях — а в первой экспедиции небольшой отряд Фосетта подвергается нападению местных племен, сражается с пираньями, страдает от голода и болезней, неизбежно теряя участников одного за другим — с "Апокалипсисом сегодня". Хотя это сравнение приходит на ум, при просмотре "Затерянного города Z" постоянно ловишь себя на мысли, что фильму не хватает пространства, масштаба и воздуха. Фильм Грэя классический во всех смыслах. Вплоть до того, что в финале эпизод охоты на оленя получит зеркальное отражение: индейцы загонят самого исследователя и его сына в ловушку.
Грэй говорит, что меньше всего хотел сделать антропологическое кино о путешествии белого человека в дикую нецивилизованную страну. Однако кажется, что, будь этот фильм в формате 5D или VR, он стал бы идеальной формой погружения в мир Фосетта и его экспедиции. Хочется оглядываться на шорохи джунглей, уворачиваться от стрел, чувствовать себя на расстоянии вытянутой руки от персонажей, барахтающихся в реке с пираньями. В классическом же двухмерном фильме между зрителями и экраном вырастает очевидная стена. Возможно, мы слишком привыкли к вовлечению и отвыкли созерцать?
Нет, кажется, проблема в другом. Герой Фосетта остается для зрителей загадкой. Его безумная мечта найти город в далеких джунглях никак не подкрепляется ни драматургией, ни актерской игрой. Ханнэм в роли Фосетта — собранный солдат, любящий отец, отважный человек, способный произнести в Королевском географическом обществе пламенную речь о том, что дикари, возможно, и не дикари вовсе. "Вы что, предполагаете, что эти туземцы — ровня нам?" — смеются ему в лицо высоколобые английские джентльмены. Толерантный посыл, отрицающий традиционную иерархию и классовую систему, резонирующий с сегодняшним днем, остается ярким, но отдельным от остального фильма эпизодом, несмотря на то что сам режиссер считает его центральным в картине.
"Конечно, есть прекрасные фильмы. Некоторые из них, например авторства Вернера Херцога, отлично рассказывают об Амазонии. Мне не хотелось их повторять, как не хотелось и снимать приключенческое кино в чистом виде. Суть истории — попытка человека избавиться от ограничений, которые накладывает классовая система. У человечества на протяжении всей истории есть неистребимое желание, необходимость выстаивать иерархию, раскладывать по категориям, классам. Мне хотелось показать, что мир строится из всех этих иерархий", — говорит Грэй.
Что тянуло Фосетта в джунгли, когда дома оставалась любимая жена с детьми, а первая и невероятно изнурительная экспедиция уже принесла ему определенную славу исследователя? Как это путешествие изменило его как человека? Ответы на эти вопросы не обнаруживаются в фильме, что бы ни говорил режиссер о благородной миссии Фосетта. Плакатный герой, который хочет устранить несправедливость? С таким зрителю слишком сложно себя ассоциировать.
Несмотря на все риски, на поиски Фосетта после его исчезновения отправлялось немало путешественников, около сотни из них сгинули в джунглях. Что тянуло их в непроходимую опасную глушь? Даже если ответа нет, зрителю хочется его услышать, и разочарование массовой аудитории при всем эпическом размахе фильма будет вполне закономерным. Грэя это не смущает: "Соответствовать ожиданиям не моя работа. Я могу только передать свои личные переживания".
|